Как поведение в соцсетях может снизить ставку по кредиту

Потребительское кредитование 1 декабря 2017

При рассмотрении кредитных заявок банки стараются использовать информацию из разных источников, в том числе из соцсетей. Наличие солидного аккаунта в интернете порой выручает граждан, не имеющих кредитной истории.

В издании The New York Times отмечают, что люди, которые готовы тратить время на покупку накладок из войлока для ножек стульев с целью защитить пол от повреждений, считаются более подходящими кандидатами на получение кредита. Ведь предусмотрительный человек вряд ли пропустит свой платеж. Совсем по-другому банки относятся к заемщикам, склонным покупать недорогие автозапчасти: граждане, экономящие на безопасности, наверняка рано или поздно столкнутся с серьезными проблемами.

Банки при принятии решений по выдаче кредитов уже довольно давно используют информацию из соцсетей. Такой подход позволяет спрогнозировать поведение заемщиков и уменьшить количество дефолтов. Данные, которые человек выкладывает о себе в интернете, используются наряду с кредитной историей и характером повседневных покупок пользователя банковской карты. Многие люди склонны вводить окружающих в заблуждение, особенно когда заинтересованы в этом, но поведение в Сети – совсем другое дело.

Британские ученые считают, что современное программное обеспечение позволяет создать портрет личности человека исходя из поведения в интернете лучше, чем могут сделать члены его семьи. Лайкая новости и фото, подписываясь на тематические группы, выбирая песни для прослушивания, пользователь раскрывает информацию, на основании которой можно сделать вывод о его финансовом поведении.

Наличие этих данных позволяет судить о потребительских предпочтениях и платежной дисциплине клиента. Например, вполне логично, что человек, подписанный на страничку Bloomberg в соцсети, более ответственно относится к денежным вопросам, чем заядлый поклонник букмекерских контор.

Что такое социальный рейтинг

Под модным термином «социальный скоринг» подразумевается оценка платежеспособности клиентов. При этом в банках проводят анализ по двум направлениям:

  • вычисляют мошенников, пытающихся обмануть финансовое учреждение (фрод-скоринг);
  • оценивают вероятность дефолта клиента.

При фрод-скоринге в соцсетях ищут нестыковки в профиле пользователя. Если клиенту 40 лет, а его друзьям в среднем 20, то это уже повод для подозрений. Второй критерий основан на активности пользователя. Вряд ли на странице, которая была создана всего пару месяцев назад, могут естественным образом появиться сотни постов. Скорее всего, речь идет об оплаченной раскрутке аккаунта. Подозрение может вызвать и несовпадение геотегов большого количества фотографий с городом, указанном в профиле. Если аккаунт подпадает сразу под несколько таких критериев – скорее всего, он принадлежит мошеннику.

При анализе возможности дефолта, помимо покупок пользователя и прочей финансовой информации, учитываются группы, на которые он подписался. Сообщества с провокационными наименованиями «Как обмануть банки», «Экономим на арендной плате», «Откинувшиеся с Крестов» и т.п. вряд ли будут способствовать выдаче кредита. А вот состоятельные друзья, фото из престижных ресторанов и заграничного отдыха, напротив, наверняка понравятся банкирам.

Информация из соцсетей интересна банкам и для оценки возможных дополнительных доходов клиента. В традиционных анкетах финансовых учреждений предлагается заполнить только пункты, которые можно подтвердить документами, в том числе официальный доход. Однако заемщик может иметь и неофициальные источники заработка, к примеру, от сдачи второй квартиры в аренду или монетизации хобби. А еще у него может быть состоятельный партнер. Нередко узнать об этом не составляет труда после анализа аккаунта в соцсети.

Информация, взятая из интернета, оценивается по 100-бальной шкале, и если клиент получает, к примеру, 75 баллов, вероятность оформления кредита заметно выше.

Идеальный профиль

При оценке платежеспособности примерно 13% клиентов, банки сталкиваются с серьезными трудностями, поскольку у людей нет кредитной истории. Многие финансовые учреждения отказывают им в займе или выдают кредит по ставке выше среднего уровня. В этой связи грамотно и честно заполненный аккаунт в соцсети может помочь сэкономить неплохую сумму своему владельцу.

Для поддержания имиджа в интернете достаточно следовать простым правилам:

  • стараться, чтобы в профиле было побольше контента, подчеркивающего благонадежность и платежеспособность;
  • не размещать на странице любую информацию, способную указать на недостатки, которые негативно отражаются на финансовым благополучии человека.

Идеальный профиль – это когда много друзей, у аккаунта солидный возраст, человек регулярно обновляет фото, делится новостями свой жизни, имеет подписку на различные тематические группы: интересуется экономикой и финансами, культурой и спортом. В таком профиле имеются фото с геотегами из заграничных путешествий, а также снимки из ресторанов и театров.

Заключение

Скоринговая система продолжает активно развиваться. Плавающие кредитные ставки – хороший стимул в пользу поддержания своей странички соцсети в порядке. Правильно подобранный контент аккаунта позволяет косвенно подтвердить свою платежеспособность, что может помочь получить дешевый кредит. Со временем социальный скоринг будет оперировать более внушительным набором данных пользователей, портреты заемщиков станут еще точнее.




© Курсы валют в банках Москвы