17 февраля 2020     0
 

Как распознать телефонного мошенника, представившегося сотрудником банка

«Здравствуйте, вам звонят из банка N» – с такой магической фразы часто начинают разговор мошенники, выуживающие деньги со счетов доверчивых россиян. Сильная сторона социальной инженерии в том, что злоумышленникам не нужно применять какие-то хитроумные технические средства – достаточно уметь оказывать психологическое давление. Их жертвами становятся далеко не только пенсионеры: порой удается обчищать даже счета сотрудников банков.

Телефонный мошенник


Без технологических ухищрений в данном случае, правда, тоже не обходится: мошенники используют IP-телефонию – недорогое решение, позволяющее заменить свой телефонный номер на банковский. Именно он высвечивается у потенциальной жертвы на экране мобильника при входящем звонке. А дальше события развиваются по сценарию социальной инженерии: мошенник получает информацию, используя слабые стороны психологии человека. Чтобы разговорить клиента банка, злоумышленник обычно играет на:

  • его страхе потерять деньги, сообщая, что кто-то прямо сейчас выводит средства с карты;
  • или жадности, рассказывая о положенных выплатах.

В любом случае цель одна – получить информацию, достаточную для вывода денег с карты. Звонок с «реального» номера банка помогает втереться в доверие к жертве.

В Центробанке социальную инженерию относят к наиболее распространенным мошенническим технологиям, угрожающим информационной безопасности. По подсчетам специалистов ЦБ, более 97% краж со счетов граждан не обошлось без использования подобных приемов. Начальная информация о потенциальных жертвах попадает к мошенникам из разных источников. В частности, свою лепту вносят интернет-магазины, бывшие и настоящие сотрудники банков.

Финансовые учреждения стараются защитить своих клиентов от злоумышленников. Жуликам противостоят подразделения, отвечающие за информационную безопасность, банки используют антифродовые алгоритмы и системы. Но, по словам директора департамента розничных продуктов СМП Банка Алены Тузовой, финансовая безграмотность населения часто сводит на нет все усилия кредитных организаций.

Как реагировать на подозрительные звонки?

Важно понимать, что настоящие сотрудники финансовых учреждений никогда не интересуются данными банковских карт, паролями к онлайн-банкингу и кодами, приходящими клиентам в СМС. Если по телефону просят предоставить соответствующую информацию, нужно повесить трубку. И неважно – кем представился собеседник, и с какого номера он звонил. Следующий шаг – звонок в банк по телефону, указанному на обратной стороне карты. Причем желательно воспользоваться для этого другим мобильным телефоном.

Если вам позвонили и сообщили, что с вашей карты пытаются списать деньги – не впадайте в панику. Спокойно попросите собеседника представиться – назвать должность и ФИО. Затем спросите, с какой банковской карты пытаются списать деньги. Пусть назовет ее номер. Возможно, мошеннику неизвестна даже эта информация, и тогда он не сможет ответить на вопрос, попытается перевести разговор на другое. Важно исключить любую утечку данных: не сообщайте даже название своего банка, не говоря уже о номере карты, паролях и кодах.

Руководитель отдела карт и эквайринга Райффайзенбанка Виктория Александрова утверждает, что сотрудники финансового учреждения не будут давить, нагнетать беспокойство. Если собеседник торопит, пытается заставить принять решение немедленно, то это наверняка мошенник.

Иногда злоумышленники обходятся без социальной инженерии. Так случается, например, когда карта скомпрометирована при оплате товара в интернет-магазине. Некоторые торговые организации не заботятся должным образом об обеспечении безопасности данных клиентов, поэтому желательно вести сетевые расчеты со специальной карты. Хранить на ней деньги длительное время не стоит: лучше переводить на нее нужную сумму перед покупкой.


Если вы ничего не оплачивали, но пришло СМС о списании с карты средств, срочно позвоните в банк и заблокируйте карту. Для этого обычно достаточно воспользоваться голосовым меню и выбрать пункт о блокировке. После остановки всех платежей нужно пообщаться с сотрудниками банка и попытаться вернуть деньги. Если сразу заметили проблему, то, возможно, средства удастся сохранить полностью или частично.

О чем могут спрашивать настоящие сотрудники банка?

По телефону могут грузить рекламой банковских продуктов, радовать скидками и акциями. Телефонный маркетинг, «горячие» звонки и тому подобные способы продвижения услуг порой раздражают, но это не мошенники.

Вторая причина обращения – подозрительные транзакции. К этой категории относятся серьезные траты в интернете, особенно в зарубежных магазинах. Также это может быть череда однотипных транзакций на небольшие суммы. В таких случаях сотрудники банка звонят, чтобы убедиться в легитимности финансовых операций. При этом они могут просить сообщить следующую информацию для идентификации: ФИО, паспортные данные, кодовое слово, приблизительный остаток на карте, данные по последней транзакции.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *