15 января 2019     0
 

Почему штрафы становятся основным способом наполнения казны

Формирование региональных дорожных фондов в России, начиная с 2019 года, будет осуществляться с учетом поступлений от взысканных за нарушения ПДД штрафов.

Штраф

Штрафы сегодня становятся все более значительной статьей пополнения бюджетов. Возникает вопрос: почему власти предпочитают изыскивать все новые способы повышения доходов не за счет развития экономики, а исключительно за счет населения?

Сложившуюся ситуацию анализирует директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Осенью министерством финансов были опубликованы разработанные для регионов методические указания с рекомендациями строить платные дороги, устраивать платные парковки, устанавливать системы видеонаблюдения для фиксации нарушений на дорогах. При этом никто не скрывает, что все эти меры предназначены не только для повышения безопасности движения и удобства водителей. Ведь с помощью налогов, сборов и штрафов проще всего обеспечивать наполнение казны денежными средствами.

Например, в Калмыкии объем наказаний на нарушения ПДД достиг 2,4% от совокупной суммы региональных доходов республики, — приводит статистические данные Никита Исаев. В Курганской области этот показатель составил 1,2% от суммарных доходов региона. Меньше всего пока взимают штрафов в Якутии. Здесь доля полученных от взысканий средств составила лишь 0,0006% от республиканских доходов. Впрочем, это говорит о наличии больших резервов.

Власти сегодня даже начали обсуждать возможность отмены льготного периода оплаты штрафов, во время которого действует скидка в 50%. Может, тут сыграло роль снижение собираемости штрафов в целом по РФ в первом полугодии 2018 г.? Правда, снижение составило всего 1%. Общий собранный объем за период равнялся 30,9 млрд руб.

Повышение финансовой нагрузки на граждан в последние годы нарастает по всем направлениям. Увеличиваются ставки имущественных, земельных, транспортных налогов. С 2019 г. повышен до 20% НДС, который влияет на цены всех товаров. Произошло также увеличение утилизационного сбора на автомобили. Предлагается ввести аналогичный сбор на утилизацию автомобильных шин. Подобный путь однозначно является тупиковым. Он ведет к снижению благосостояния населения и деградации экономики. Впрочем, этот путь еще и самый простой.

Намного труднее развивать промышленность, улучшая финансовые результаты предприятий. Такой путь повысит рост объемов налогов, выплачиваемых бизнесом за счет повышения рентабельности. Поэтому он намного плодотворнее. Чтобы двигаться в этом направлении, нужно сделать несколько четких шагов. Но они прямо противоречат той экономической модели, которая сложилась в России.

Прежде всего, нужно снизить налоговую нагрузку и на бизнес, и на граждан. Однако такая мера чревата краткосрочным сокращением бюджетных поступлений. Поэтому чиновники боятся прибегать к ней, опасаясь потерять свои места в случае неудачи. Вторая необходимая мера — отказ от действующей модели госкапитализма, при которой государственным компаниям принадлежит господствующее положение. Все компании с госучастием нужно приватизировать!

В-третьих, очень важно отказаться от пагубной привычки накапливать средства в разнообразных государственных фондах. Заработанные средства необходимо вкладывать в экономику страны. Однако для этого потребуется побороть инерцию мышления, что зачастую очень сложно сделать, — резюмирует Никита Исаев.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru