30 сентября 2019     0
 

Реальный опыт перевода детей на семейное образование. Цена вопроса

Анна Ермакова растит четверых детей. Старшая дочка Мария и сын Георгий вот уже 3 года успешно получают знания на семейном обучении. Первопроходцем стала дочь. Первые 2 года она ходила в томскую гимназию №4. Параллельно занималась художественной гимнастикой, хорошо проявила себя в спорте. Однако из-за частых тренировок стало не хватать времени на освоение школьной программы, после чего мама решила попробовать домашнее обучение.

Семейное обучение


Домашние уроки уже не являются чем-то уникальным. По данным Минобразования, около 100 тыс. российских семей отказались от школы в пользу самостоятельного обучения детей. Такая тенденция во многом объясняется проблемами в сфере классического школьного образования:

  • По статистике, 15% россиян отрицательно относятся к школе, они крайне недовольны качеством образования, которое получают их дети.
  • Согласно данным ВЦИОМ, 30% опрошенных считают, что учителя работают шаблонно, недостаточно развивают индивидуальные способности детей. Такое же количество респондентов полагают, что в школах нужно уделять больше внимания развитию аналитического мышления детей и их общему воспитанию.

Результаты семейного обучения

В законе «Об образовании» есть несколько технологий, по которым дети могут осваивать школьную программу. Одна из них – семейное обучение. Для родителей это возможность организовать занятия по своему усмотрению. Однако обратная сторона свободы – ответственность: взрослые должны обеспечить должный уровень образования ребенку. Поэтому решение Анны перевести дочку на домашнее обучение во многом было вынужденным.

Впрочем, с организацией процесса у Ермаковой не возникло особых трудностей. Сначала она сама вникает в материал, и ей это даже нравится. Вспоминает много интересного, узнает кое-что новое. Первый год дочка аттестовалась в местной школе, сейчас сдает предметы по интернету. В основном получает пятерки, иногда – четверки. Анна довольна результатами учебы, а еще ее радуют успехи дочери в спорте.

Немного об организации процесса

Ермаковы занимаются по учебникам. После перехода на дистанционное обучение покупают дидактические материалы в продвинутой питерской школе, там же аттестуются. Анне процесс нравится. Учебный день ее детей – это не чехарда предметов: за один присест иногда удается пройти какую-нибудь большую тему с глубоким погружением. В школе это занимает несколько уроков и может растягиваться на одну-две недели, в результате дети забывают часть информации, которая была в начале темы.

Усвоение программы идет в наиболее удобном темпе, ребенок получает глубокие знания. На учебу у Ермаковых уходит в день около 3-4 часов. Этого хватает, чтобы выйти на достаточно высокий уровень знаний. Анна четко следит за этим. Кстати, по закону можно вообще не проходить аттестацию. В некоторых семьях так и поступают, но Ермакова считает отсутствие внешнего оценивания ошибкой. Ее цель – сделать все, чтобы после школы дети могли при желании получить высшее образование.

Варианты обучения вне школы

В российском законодательстве прописаны две формы внешкольного обучения: семейное и самообразование. В случае семейного образования вся ответственность ложится на плечи родителей. Они решают: как и когда занимается ребенок. За школой остаются только итоговые аттестации, для их прохождения стороны подписывают специальный договор с графиком оценивания и другими пунктами.

Домашнее обучение проходит при активном участии школы. Такая форма предназначена для детей с ограниченными возможностями. Они числятся в составе школы, их обучают в домашних условиях приходящие педагоги. В 2018 году на домашнем обучении в Томской области числилось 1080 детей.

Существует еще смешанный очно-заочный формат обучения. Ребенок периодически наведывается в школу, но посещает только предметы, которые лучше преподавать в классе, и  практические занятия. Особый распорядок ученика согласовывают родители и администрация учебного заведения. Ребенок пользуется школьными учебниками, аттестацию и контрольные работы сдает в школе.


Отношение школы к семейному обучению

По словам Анны, школа неохотно отпускает учеников в свободное плавание. В ее случае поначалу понимания со стороны администрации не было. Ермакова советует стоять на своем, если знаешь, для чего это нужно сделать. С каждым годом все больше родителей учат своих детей дома. В Томске приверженцы семейного обучения объединяются в сообщества, помогают друг другу. Хорошо, что у родителей есть свобода выбора.

Социальная сторона вопроса

Семейное обучение не означает изоляцию от детского коллектива. Марии Ермаковой хватает спортивной секции, там она учится дружить, с несколькими девочками общается уже несколько лет. С сыном Анны аналогичная ситуация. Ермакова считает, что общение по интересам более качественное. От одноклассников остаются не только хорошие воспоминания. В каждом классе есть хулиганы, не дающие прохода нормальным детям, иногда учителя ведут себя не педагогично. Школа не дает выбора: ребенок попадает в коллектив, от которого никуда не деться, приходится выживать, приспосабливаться.

Финансы

Учить ребенка дома дешевле. Не приходится тратиться на форму и проезд, на обеды и расходы, связанные с поддержанием чистоты и порядка в классе. У Ермаковых основная статья расходов – канцелярия. Дети пишут, много рисуют. К крупным тратам относится покупка бумажных учебников. Можно, в принципе, обходиться и без них, но электронные учебники неудобные. Занятия на стороне проводит только репетитор по английскому языку, цена вопроса – 350 рублей за один урок. Больше всего денег уходит на дистанционную аттестацию и дидактические материалы – 10 тысяч в год.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *