15 октября 2014     0
 

Россияне начинают активно тратить сбережения

Россияне стали совершать больше крупных покупок, это напоминает поведение людей перед инфляцией и кризисом в 2008 году. Экономисты утверждают, что подобные действия – классическая реакция в ожидании приближающегося спада.

«Нужно успеть потратить рубли»

Россияне опасаются дальнейшей девальвации рубля и роста цен на импортные товары, поэтому стремятся как можно быстрее избавиться от обесценивающегося рубля. ЦБ России в сентябре 2014 года провел опрос, который подтвердил максимальную за все время наблюдений склонность населения к покупке дорогостоящих вещей.

Тратить сбережения

Цены на товары долгосрочного пользования стремительно растут, большинство потребителей уже заметили и осознали этот факт. Сравнительно с августом, когда произошло введение продовольственного эмбарго, процент россиян, отметивших рост цен, вырос до 34%. В опросе приняли участие 2 тысячи человек, анкетирование по заказу Банка России проводилось в период с 15 по 22 сентября. Это свидетельствует об изменении потребительского поведения – люди спешат купить товары, пока цена на них не стала еще выше. Процент респондентов, считающих, что цены и дальше будут расти, в сентябре вырос еще на 2 пункта и также составил 34%. Этот показатель, по мнению ЦБ, стал наибольшим за все время наблюдений.

Опрос от Сбербанка CIB подтвердил, что спрос растет лишь на крупные покупки. По мнению аналитиков, это связано с опасениями населения насчет дальнейшего роста инфляции, падения курса рубля относительно доллара, а также в связи с общей нестабильностью в экономике.

Росстат второй квартал подряд замечает максимальные со времен 3-го квартала 2008 года показатели индекса благоприятности условий совершения крупных покупок – это следует из анализа обзора потребительских ожиданий в третьем квартале 2014 года.

«Каждый раз, когда рубль начинает падение, люди стремятся потратить сбережения на приобретение дорогостоящих товаров, так как нет уверенности, что цена на них не вырастет уже через несколько дней», — поясняет Лилия Овчарова, директор центра анализа доходов и уровня жизни населения. «Главная причина роста спроса на дорогостоящие товары – неопределенность с курсом рубля в ближайшем будущем», — подтверждает Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutche Bank.

Дмитрий Белоусов, руководитель направления прогнозирования и анализа макроэкономических процессов ЦМАКП, вспоминает, что подобное поведение потребителей наблюдалось и в 2008 году: «Люди начинают осознавать, что идет волна кризиса и «нужно успеть потратить рубли», пока деньги еще не так сильно обесценились». С этим согласны Овчарова и Лисоволик.

Вложения в бытовую технику

Что именно нужно подразумевать под крупными покупками, ЦБ не уточнил. Продавцы квартир и автомобилей не заметили роста спроса. Предложение на рынке давно превышает спрос, а покупатели не спешат вкладывать деньги в покупку недвижимости.

Аналитики центра Irn.ru утверждают, что средняя стоимость 1 кв. метра недвижимости в Москве уменьшилась в сентябре на 2,5% по сравнению с августом. Но в рублях цены выросли – это связано с желанием продавцов проиндексировать цены по росту курса валюты. Покупатели же пока не готовы переплачивать и рынок вступает в стадию стагнации.

Некоторые девелоперские проекты уже используют новые веяния в настроении рынка и предлагают скидку до 15%, если покупатель готов внести всю сумму сразу.

Уровень продаж легковых автомобилей в сентябре 2014 года снизился на 20,1% сравнительно с аналогичным периодом 2013 года – данные Ассоциации европейского бизнеса. Владимир Григорьев – директор группы «Автомир» — сообщил, что некоторые автодилеры терпят серьезные убытки и с большой вероятностью будут сокращать розничную сеть.

Продавцы бытовой техники и электроники настроены более оптимистично. «Люди склонны обновлять свою бытовую технику и гаджеты, считая, что это неплохая инвестиция во время снижения курса рубля», — сообщил Антон Пантелеев, руководитель департамента по связям с общественностью сети «М.Видео».

Представители сети товаров для дома Hoff, а также ювелирного дома «Адамас», не заметили каких-либо изменений покупательских настроений россиян. Уровень продаж находится в пределах нормы.

В состоянии неопределенности

Кирилл Подольский, генеральный директор компании Anywayanyday, которая помогает туристам бронировать билеты и отели, не заметил роста потребления.


«Люди ограничили привычные траты и отказались от долгосрочных планов. Наблюдается падение потребительского спроса, покупатели меньше тратят денег в торговых центрах», — сообщил пессимистично настроенный Сергей Саркисов, совладелец «Эконики».

Олег Пономарев, владелец продуктовой сети «Семья» в Калининграде, поделился наблюдениями: «Ситуация с потребительским спросом в регионах не вызывает радости – мы заметили, что сумма среднего чека в нашей сети уменьшилась на 6%. Также изменилась его структура – люди ищут более дешевую замену продуктам питания, стремятся экономить».

«С августа месяца наблюдается снижение посещаемости покупателями торговых центров Москвы, что огорчает торговцев», – делится наблюдениями Мария Вакатова, партнер по исследованиям компании Watcom.

«В этом году планировалось ввести в эксплуатацию рекордные 750 тыс. кв. метров торговой недвижимости, но моллы остаются полупустыми. Доля работающих магазинов в торговых центрах составляет лишь 60-65% (в предыдущие годы этот показатель составлял 75-80%)», — сообщила о своих подсчетах Диана Зазнобина, партнер «Магазина Магазинов».

«Учитывая, что торговые центры открываются полупустыми, владельцы магазинов могут рассчитывать на уменьшение ставки аренды», — пояснил Михаил Рогожин, управляющий директор по аренде торговых помещений компании CBRE. «Средние ставки в долларах по аренде торговой недвижимости за год упали на 15-20%, но и этого недостаточно. Посещаемость торговых центров сильно уменьшилась, поэтому для поддержки владельцев магазинов нужна скидка со стороны арендодателей минимум в 35%», — мнение Александра Трындина, генерального директора сети Today.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *