23 мая 2019     0
 

В зоне особого риска. Как не ошибиться при выборе МФО

По данным Центробанка, за 3 квартала 2018 года российские МФО привлекли свыше 38 млрд рублей, почти треть этих средств (12 млрд) – вложения состоятельных граждан и ИП. На каждое физлицо приходилось в среднем 1,3 млн рублей инвестиций, по юрлицам этот показатель составил 38 миллионов. Количество граждан и ИП, инвестирующих в МФО, быстро растет. За 3 квартала 2018 года их стало втрое больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Инвестиции в МФО

По словам президента Гильдии независимых финансовых советников Татьяны Мальцевой, люди и организации, инвестирующие в МФО, серьезно рискуют. Никто не гарантирует, что вложенные средства будут возвращены в случае банкротства.

Если МФО обанкротится, кредиторы могут заявить о своих требованиях, пока идет конкурсное производство. На это отводится 2 месяца после признания организации банкротом. По-другому вернуть свои деньги не получится. Кредиторы МФО относятся ко второй очереди, к первой – лица, перед которыми организация ответственна за причинение вреда жизни или здоровью. Еще один нюанс заключается в том, что в приоритете возврат средств кредиторам, вложившим в МФО до 3 млн рублей.

Универсального рецепта выбора непотопляемой МФО не существует. Нужно тщательно анализировать бизнес компании, смотреть на показатели в динамике. Неподготовленный инвестор с такой задачей не справится. Отчасти поэтому власти запретили МФО принимать вложения от кредиторов в размере меньше 1,5 млн рублей.

Тем не менее, существуют общепризнанные критерии выбора МФО для инвестиций.

Открытость

Если организация рассчитывает на годы задержаться на рынке микрокредитования, из нее не нужно будет по каплям выжимать информацию. Представители компании должны отвечать на вопросы инвесторов. Все МФК по законодательству обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность. Однако существует еще управленческая отчетность, а также информация, предоставляемая Центробанку. Если в компании готовы показать эти документы – это один из признаков серьезного отношения к делу, считает гендиректор MoneyMan Ирина Хорошко.

Не помешает также узнать информацию из первых уст – от клиентов компании. Можно попросить у МФК историю доходности, поинтересоваться, какую форму отчетности по вложениям предоставляют клиентам. Если они скрывают такую информацию, ссылаясь, к примеру, на коммерческую тайну, вряд ли стоит с ними связываться.

Адекватная доходность

Слишком большие ставки по вкладам – тревожный признак. Стабильно работающая компания не нуждается в дорогих деньгах. По словам Ирины Хорошко, если обещанная доходность в районе 20% или еще выше – риск для инвестора резко возрастает. С такими компаниями нужно быть крайне осторожным.

Рейтинги и реклама

Потенциального кредитора не должна вводить заблуждение реклама. Организация может озвучивать громкие цифры, хвастаться офисом в центре Москвы, но все это – не аргументы в пользу устойчивости бизнеса, полагает Татьяна Мальцева.

Иногда МФО в рамках недобросовестной рекламы заявляют о страховании вложений инвесторов. Неискушенный вкладчик может подумать, что его деньги будут так же защищены, как и банковские депозиты. Однако АСВ не страхует инвестиции в МФО. Организации, занимающиеся микрофинансированием, могут предлагать добровольное страхование, а это лишние расходы без гарантированного возврата средств при наступлении страхового случая. Не факт, что страховая компания в случае чего найдет достаточно денег для расчета с вкладчиками, хотя обещать они могут все что угодно.

Вместо рекламы лучше обратить внимание на рейтинги кредитоспособности РА «Эксперт», АКРА и других независимых агентств. Сохранности средств наличие рейтингов не гарантирует, но плюсик поставить можно.

Эффективность компании

Стоит посмотреть соотношение издержек организации и размера портфеля. Важно понимать, для каких задач компания привлекает деньги. Денежные вливания обычно требуются для развития бизнеса. Если организация вкладывает инвестиции в дело, должна наблюдаться положительная динамика по выдаче займов. Существуют компании, которые активно привлекают деньги вкладчиков, но выдача микрокредитов у них не растет. Такое положение дел должно сильно настораживать.

У качественной МФО источники фондирования диверсифицированы. Мелким участникам рынка сложно получить доступ к банковскому кредитованию, они сильно зависят от средств вкладчиков. Если единственный источник средств – инвесторы, то это плохой вариант.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru