Эксперты назвали товары, которые подделывают чаще всего
В 2016 г. в России стали чаще подделывать товары. В лидерах по незаконному обороту – крепкое спиртное, здесь доля нелегальной продукции занимает 40%. Второе место удерживают изделия легкой промышленности (в т.ч. спортивная одежда и обувь) с 35% подделок от общего объема. На третьем месте расположилась косметическая и парфюмерная продукция (20%). Такие данные приводятся специалистами Высшей школы экономики в их новом исследовании.
По словам руководителя проекта, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева, к основным каналам продаж подделок относятся открытые рынки, места уличной торговли и небольшие магазины. Наблюдается также активное перемещение поддельной продукции в сферу интернет-торговли, в т.ч. при поставках из-за границы.
Новым трендом становится ценовой обман. Раньше потребители могли вычислять подделки по очевидной разнице в стоимости легальных и нелегальных товаров. Сегодня же поддельная продукция зачастую реализуется по одинаковым ценам с легальной либо с незаметной разницей порядка 10%. По некоторым позициям контрафактные товары продают даже дороже.
В семи самых уязвимых сегментах розничной торговли на долю контрафакта приходится 15% от оборота. Входит в это число и торговля продовольствием с долей подделок порядка 10%. Наиболее часто подделывают рыбные и молочные продукты, а также игристые полусладкие вина. Также в зоне риска находятся товары личной гигиены (доля подделок – 5%), моющие и чистящие средства (тоже 5%) и табачные изделия (4%).
Торговля нелегальными товарами ведется на триллионы рублей. Доля контрафакта в совокупном объеме российской розничной торговли составляет порядка 9%, или 2,5 трлн руб.
Продукция известных брендов наиболее часто подделывается в сегментах одежды, косметики и парфюмерии, бытовой химии (доля подделок – 10–20%). В пределах 3–5% подделывают популярные продовольственные бренды, сигареты, средства для ухода за волосами и кожей.
К стимулированию роста нелегальной торговли приводит снижение реальных доходов граждан, поясняет Вадим Радаев. Происходит также вытеснение незаконной продукции в регионы и населенные пункты с меньшей требовательностью потребителей и контролем органов правопорядка.
Негативным фактором является отсутствие между государствами ЕАЭС единой акцизной политики – это приводит к незаконному перетоку товаров через границы. В Минфине отметили, что данная тема обсуждается уже несколько лет.
К примеру, в Казахстане ставки акцизов на ликеро-водочную продукцию ниже российских почти в 2 раза, а на вино и пиво – в 4 раза. В Белоруссии акцизы по пиву ниже на 70%, а по вину и крепкому алкоголю – на 10%. В Кыргызстане ниже на 70% ставки по пиву и крепкому алкоголю.
На сигареты ставки акциза в Кыргызстане ниже в 2,3 раза, в Белоруссии – в 3,3 раза, в Казахстане – на 70%.
По мнению исполнительного директора содружества «Русбренд» и члена общественного совета ФТС Алексея Поповичева, необходимым условием эффективного противодействия контрафакту является взаимодействие государственных органов с добросовестным бизнесом, причем и в России, и во всех странах Евразийского союза.
Авторы исследования ВШЭ констатируют, что среди известных проблем, которые пока не имеют решения – отсутствие понятных единых правил по конфискации и уничтожению незаконной продукции и оборудования для ее производства, а также неэффективный контроль со стороны правоохранительных органов.