16 апреля 2019     0
 

Иллюзия скидки. Как из-за бонусных и дисконтных карт исчезают реальные деньги

Сейчас почти все магазины выдают дисконтные или бонусные карты. Покупатели охотно оформляют их, поскольку не видят в этом подвоха. На самом деле, вместе обещанной экономии люди нередко теряют деньги и время.

Скидочная карта


— На вашей карточке 1500 бонусных рублей, – порадовала Сергея продавец магазина электроники. — Вот только воспользоваться бонусами при оплате холодильника не получится, нужно докупить что-то еще на 2000 рублей.

Мужчина согласился и в придачу к холодильнику купил беспроводную колонку, которую приобретать не планировал.

Так магазины манипулируют покупателями, имеющими карты лояльности. Их предлагают людям, хоть раз оплатившим любую более-менее значимую покупку. Граждане охотно участвуют в программах лояльности, поскольку рассчитывают на скидки. В теории всем хорошо, но на практике человек тратит больше, чем планировал, зачастую покупает ненужные вещи. Активные пользователи скидочных карт каждый месяц оставляют в магазинах на 10–20 тыс. рублей больше, чем обычные покупатели.

По словам гендиректора ГК TDI Натальи Орловой, в выигрыше от бонусных карт в основном магазины. Сейчас почти каждая торговая точка имеет программу лояльности. Однако многие покупатели реальными скидками недовольны, поскольку сэкономить удается редко и небольшую сумму. Обычно программы лояльности не распространяются на акционный товар, поэтому в случае наиболее выгодных предложений бонусная карта не помогает сэкономить.

Скидочные купоны и бонусные карты

Другая широко распространенная схема заключается в том, что держатель карты на кассе получает скидочный купон на следующую покупку. Но купон можно использовать, только потратив определенную сумму. Например, человек оставил в магазине 2000 рублей и получил скидочный купон на 400 рублей. Чтобы скидка не пропала, нужно в ближайшие дни отовариться на 3000 рублей. А если человек на этой неделе больше ничего из техники покупать не планирует? Значит, в лучшем случае купон пропадет, а в худшем – человек купит ненужную вещь. Какая уж тут выгода?

Примерно так же работают многие бонусные карты: покупатель получает виртуальные баллы, но извлечь из них пользу может только при соблюдении невыгодных для себя условий. Срок действия бонусов и скидок часто ограничен, после его истечения уже нет возможности сэкономить. Некоторые покупатели ближе к концу действия бонусов планируют поход в магазин и покупают ненужные вещи ради мнимой выгоды. В результате торговые организации увеличивают товарооборот за счет покупателей, которые наивно полагают, что тоже в выигрыше. Наталья Орлова считает, что думать нужно в первую очередь о целесообразности покупки, а потом уже – об экономии.

Бонусные карты реально полезны только в отдельных случаях. Например, когда их выдают в продуктовых магазинах или аптеках, да и то не всегда. Бывает, торговцы дают неплохие скидки, но даже с их учетом товар на прилавке дороже, чем у конкурентов, которые не выдают никаких карт – просто держат низкие цены. По словам Орловой, обычно пользоваться скидками выгодно, если вы постоянный клиент магазина и тратите в нем 3-4 раза в неделю по 1000 рублей и более. Так поступают владельцы бонусных карт одной известной сети супермаркетов. Люди регулярно тратят деньги и примерно раз в полгода имеют возможность набрать продуктов за счет магазина.

Кражи бонусов

Бонусы с карты лояльности могут украсть. Потом выясняется, что их благополучно потратили другие люди. Например, москвичка Светлана жалуется, что с 90-ых не была в Казани, но именно в этом городе с ее карты неожиданно списались бонусы. Убедить администрацию магазина в своей непричастности к списанию так и не удалось. Как и Людмиле из Костромы, чьи бонусы были благополучно списаны в Москве. Хотя девушка в это время в столицу не заезжала. На практике скидочные баллы возвращают только лояльные продавцы, заинтересованные не потерять выгодного клиента. Судиться пострадавшие не хотят, поскольку теряется возможность сэкономить, а не реальные деньги.

Руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов утверждает, что бонусные карты защищены гораздо слабее кредитных. Слабая защита обусловлена отсутствием денег на картах торговых организаций, а баллы воруют не так часто. Обычно покупатель лишается скидки из-за списания баллов магазином по причине завершения срока действия.

Если баллы все же украли, обычно к этому причастны сотрудники магазина, в котором выдали карту. Хакеры воруют бонусы реже, но работают по-крупному. Так, прошлым летом киберполицейским удалось задержать преступников, взломавшим полмиллиона учетных записей клиентов крупной торговой сети. Но хакеры до этого успели опустошить бонусные карты ничего не подозревающих покупателей.


Адвокат Андрей Андреев помнит случаи, когда мошенники наносили серьезный ущерб торговым организациям и многочисленным покупателям. Самый громкий скандал, связанный с кражей бонусов, разразился в 2009 году в США. В Штатах бонусные карты выпускаются уже несколько десятилетий, есть богатый опыт привлечения миллионов покупателей скидками. Хакеры этим пользуются. Десять лет назад, воспользовавшись программой лояльности, они похитили 1,4 млрд долларов.

Что делать жертвам бонусных мошенников?

Если по вине злоумышленников пропали бонусы, нужно позвонить на горячую линию компании, выдавшей бонусную карту. Заодно стоит набрать свою претензию на компьютере и отправить на электронную почту магазина.

В случае отсутствия реакции компании Андрей Андреев рекомендует отправить претензию заказным письмом. Такой шаг воспринимается как анонс серьезного разбирательства. Возможно, получив претензию в виде заказного письма, руководство магазина решит пойти навстречу, чтобы избежать скандала. По словам адвоката, в подобных ситуациях вопрос обычно решается в пользу пострадавших клиентов: похищенные бонусы им возвращают.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *