6 сентября 2017     0
 

Первичное публичное размещение акций (IPO): в чем смысл и выгода

Акционерные компании бывают частными и публичными. В первом случае выпущенные акции распределяются среди учредителей, не попадая в открытый доступ на бирже. Публичное акционерное общество, напротив, размещает свои бумаги на фондовой бирже, предлагая их всем желающим за деньги.


IPO — первичное публичное размещение, в процессе этого мероприятия широкий круг инвесторов впервые получает возможность вложиться в акции компании.

Процедура IPO

IPO — довольно сложное и хлопотное дело. Процедура может длиться более года. Чтобы произвести первичное размещение, компания должна быть прозрачной и открытой. Потенциальные инвесторы должны иметь возможность перед вложением средств ознакомиться с финансовой отчетностью и основными показателями. Эти данные, как и сведения об учредителях и основных инвесторах, публикуются заранее. Еще одно условие – прохождение независимого аудита. Аудиторы должны подтвердить, что бизнес перспективный и приносит хорошую прибыль.

Как правило, подготовку к IPO компания проводит не самостоятельно: привлекает посредника – андеррайтера. Услуги андеррайтинга предоставляет банк или фондовая биржа.

Сначала представители акционерного общества и сотрудники андеррайтера определяются с числом акций, которые будут размещены, их ценой и типом. Также на этапе предварительных переговоров ставится цель привлечь определенный размер капитала. Затем стороны подписывают договор о подготовке к IPO, и андеррайтер полностью включается в работу. В частности, он подготавливает инвестиционный меморандум и направляет его в госорган, в ведении которого находится допуск компаний на фондовый рынок. В США таким регулятором является Комиссия по ценным бумагам, в России – Центробанк.

Инвестиционный меморандум обязательно включает:

  • сферу деятельности и суть бизнеса компании;
  • отчетность за несколько предыдущих периодов;
  • сведения о руководстве и акционерах компании;
  • цель увеличения капитала;
  • перспективы развития бизнеса.

Государственный орган проверяет все это и при необходимости запрашивает дополнительные сведения. Если все в порядке, назначает дату IPO. Собственно выкуп акций сторонними инвесторами производится не у компании, а у андеррайтера, который предварительно выкупает бумаги по договорной цене. В этом основной интерес андеррайтера – купить акции дешевле, чтобы затем перепродать на бирже дороже. На такой спекуляции можно хорошо заработать, поэтому  перспективным развивающимся компаниям не составляет труда найти андеррайтера.

Если намечается крупное и интересное IPO, за андеррайтинг охотно берутся сами фондовые биржи. Их предложения могут быть более привлекательными, чем у банков. Размещение акций – взаимовыгодное мероприятие: компания поднимает бизнес на новый уровень и увеличивает капитал, а биржа зарабатывает деньги на своих услугах.

Началу IPO нередко предшествует рекламная кампания. Андеррайтер, заполучив акции в собственность, тратится, чтобы к моменту старта торгов заинтересовать максимальное количество инвесторов и установить высокую стартовую цену. Иногда андеррайтеры зарабатывают на продаже акций еще до наступления даты IPO: они перепродают бумаги избранному кругу крупных, стратегических инвесторов.

Преимущества и недостатки IPO

Первичное размещение и преобразование частного акционерного общества в публичное имеет плюсы и минусы.

Преимущества:

  • IPO – хороший способ расширить круг инвесторов.
  • Привлечение инвесторов в финансовом плане всегда выгоднее, чем получение банковских кредитов.
  • Компания получает объективную оценку стоимости. Котировки акций и их общая стоимость, по сути, показывают реальную ценность бизнеса.
  • IPO – это престиж и узнаваемость. Публичные акционерные общества выше котируются в бизнес-среде, им проще работать с инвесторами, банками и партнерами.

Недостатки:

  • Большие расходы на подготовку к IPO.
  • Длительные подготовительные работы перед первичным размещением.
  • Необходимость привлечения посредника.
  • Потеря конфиденциальности. Приходится делиться информацией о руководстве компании, публиковать отчетность и проч.

Народное IPO

На постсоветском пространстве используется термин «народное IPO». Речь идет о приватизации, причем в данном случае имеется в виду выкуп государственных предприятий не олигархами, а обычными гражданами, располагающими свободными сбережениями. Наиболее масштабная программа народного IPO стартовала в Казахстане в 2011 году.

Первичное размещение в России

Листинг Московской биржи периодически пополняют новые компании, для этого они организуют IPO. Однако крупный российский бизнес зачастую проходит эту процедуру за границей с целью реализации своих акций на американских, европейских и китайских биржах. Делается это, чтобы предложить свои бумаги большему числу перспективных инвесторов. К тому же крупный российский бизнес часто держит свои основные капиталы за рубежом. Интерес к зарубежным рынкам подхлестывает санкционная политика Запада.


Обратного, к сожалению,  не происходит. Западный и китайский бизнес не торопится искать спонсоров в России. Поэтому наши инвесторы, желающие вложиться в акции иностранных компаний на IPO, вынуждены выходить на биржи других государств.

Первичное размещение и частные инвесторы

IPO выгодно компаниям, чьи акции реализуются, и фондовым биржам.  А как же частные инвесторы? Стоит ли им вкладываться в момент первичного размещения? В этом вопросе многое зависит от конкретных обстоятельств. Одни акции после IPO демонстрируют быстрый рост, другие – падают в цене. Динамика зависит от многих фундаментальных факторов.

Существует одна закономерность: в первые часы и дни после IPO обычно на рынке наблюдается крайне высокая волатильность. Котировки акций скачут как необузданный мустанг, поэтому для малоопытных инвесторов возникает опасность принять временные колебания за устойчивый рост или падение. Лучше не спешить заключать сделки, дождаться пока котировки успокоятся и примут более-менее реальное рыночное значение или сформируется устойчивый тренд.

Для крупных компаний IPO открывает хорошие перспективы, но ими еще надо уметь воспользоваться. Тут многое зависит от мудрости руководства и внешних факторов, которые влияют на бизнес.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *