25 июля 2018     1
 

Чем опасна идея инвестировать во все знакомое

Инвестировать в знакомое предлагает сам Уоррен Баффет. Однако мысли великих людей часто неправильно понимают, в результате чего возникают проблемы.


На днях эту тему затронули колумнисты Marketwatch Эндрю Лонг, Филип Фернбах и Барт де Ланге. В качестве примера они привели ресторан, главная фишка которого – приготовление жареной курицы. Владельцы заведения объявили о грандиозных планах расширения ресторана на региональном уровне, и тут же нашлось много желающих инвестировать в этот бизнес. Консультант пытался объяснить потенциальным инвесторам проблемы, которые могут возникнуть при расширении, и возможные риски, но люди его не понимали. Им казалось, что никаких проблем в принципе быть не может, ведь курица неимоверно вкусная и хрустящая.

Энтузиазм клиентов понять можно. Один из шаблонов финансового мира гласит: инвестируй в знакомое. Однако неопытные инвесторы часто не понимают эту идею. Они путают поверхностное понимание и фундаментальные знания. По словам инвестора Питера Линча, если в торговом центре делают вкусную выпечку и умело варят кофе, то это не значит, что нужно вкладывать деньги в эту компанию.

В Marketing Research недавно опубликовали новое исследование, авторы которого разобрались с причинами искаженного восприятия идеи Уоррена Баффета. Когда инвестор чувствует себя разбирающимся в работе компании, он полагает, что вкладывать деньги в нее вполне безопасно. В результате ошибочных установок люди часто выбирают неразумную инвестиционную стратегию.

Ученые провели исследование – предложили участникам ознакомиться с поверхностной информацией о компаниях из индекса S&P 500. Предложенные описания включали в себя следующие моменты: основное направление деятельности, расположение штаб-квартиры, имя руководителя и т.п. После этого участники исследования оценили риски инвестирования в рассматриваемые компании.

Эксперимент показал, что если деятельность компании кажется испытуемому знакомой, он готов вложить в нее деньги, и наоборот. Однако такой подход является совершенно неправильным. Объективные данные о рисках инвестирования, основанные на волатильности, доходности и прочих фундаментальных факторах, не коррелируют с выбором участников эксперимента.

Ученые попросили испытуемых сделать прогноз: как поведут себя акции компаний в ближайшей перспективе. Участники эксперимента высказали предположение, что ценные бумаги «простых» компаний будет вести себя более продуктивно и предсказуемо. И опять не угадали, фактические данные не подтвердили прогнозов участников.

Исследователи изменили данные о компаниях. По одним предприятиям усложнили информацию, по другим – упростили. Участники исследования тут же отреагировали, изменив свое представление об уровнях риска. Чем сложнее для восприятия описание, тем рискованнее для них компания.

В конце эксперимента ученые попросили нескольких участников выступить в роли финансовых консультантов и предложить варианты портфелей акций для двух разнотипных клиентов. Один – молодой и решительный, склонный к риску. Второй – пожилой и осторожный, не готовый рисковать перед выходом на пенсию.

Выбранные участники эксперимента получили не только краткое описание компаний, но и дополнительную информацию (графики предыдущих результатов, рейтинги аналитиков и проч.). Однако для испытуемых основным критерием все равно осталась простота или сложность для понимания специфики компаний. В бизнес, который понятен каждому, они рекомендовали вложиться пожилому инвестору, а в предприятия, работающие в сложной для понимания сфере деятельности, предложили инвестировать молодому. Этот этап эксперимента снова подтвердил логику испытуемых: чем проще, тем меньше риска.


Может такой взгляд на вещи характерен только для новичков? Ученые протестировали опытных инвесторов и пришли к выводу, что принцип Уоррена Баффета неправильно понимают не только дилетанты. Люди, которые активно торгуют и управляют капиталами с 6-7 нулями, тоже стараются инвестировать в знакомое.

Причина кроется в психологии. Людям свойственно избегать контакта с неизвестным. Им часто кажется, что они хорошо разбираемся в какой-то близкой теме, но порой это оказывается неверным. Так, посетители ресторана, очарованные изысканным приготовлением курицы, забывают подумать о сложностях бизнеса. В результате поверхностного подхода к выбору объекта инвестирования можно потерять деньги.

Что же делать? Ученые считают, что прежде всего нужно оставаться реалистами, то есть понимать, насколько хватит знаний и опыта, чтобы дать объективную оценку приглянувшемуся бизнесу. В любом случае необходимо придерживаться принципа диверсификации, быть осторожным, инвестируя в бизнес, смысл которого понять сложно.


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Иван:

    Согласен, компания может быть знакомой, но если разобраться, а что вы действительно знаете о ее бизнес-процессах, сложностях, проблемах ее руководства, например? Баффет имел ввиду, что в первую очередь нужно изучить это знакомое, чтобы в него инвестировать. Вот вам аналогия: у вас много знакомых может быть, но друзей 2-4 человека, которых вы по-настоящему хорошо знаете. Вы можете считать, что хорошие знакомые вам хорошо знакомы, но если спросить вас, например, когда вот у этого вашего знакомого день рождения или где сейчас работает и чем занимается вот этот ваш хороший знакомый, то в большинстве случаев ответы будут ошибочны. Вникните и изучите досконально, вот что имел ввиду Баффет.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *