13 мая 2019     0
 

Магия желтых ценников. Как магазины подталкивают нас к ненужным покупкам

Заглянули в магазин за хлебом и маслом, а вышли – с полными пакетами и пустым кошельком. Зато воспользовались акциями. Знакомая ситуация?

Желтый ценник


Эпидемия промоакций, начавшаяся в кризисные 2014-2015 гг., продолжает набирать обороты. В период экономического спада многие люди обращали внимание только на скидочные ценники, и это заметили производители продуктов.

Торговые сети и пищевики не особо забеспокоились. Все-таки отказ от дорогих продуктов и снижение среднего чека – нормальная ситуация в кризис, который не может длиться вечно. Но проблемы в экономике затянулись, люди до сих пор не уверены в будущем, реальные доходы топчутся на месте. Несмотря на номинальный рост зарплат, в стране усиливается промо мания.

Сейчас в 60% случаев люди отдают предпочтение акционным товарам. В отдельных категориях, к которым относятся средства для стирки и личной гигиены, 95% покупок совершается в рамках акций. Если магазин не дает скидку, товар остается невостребованным.

Сегодня до 50% ассортимента продовольственных магазинов – в среднем до 500 наименований из 1000 – продается по сниженной цене. В этом есть опасность для всех: покупателей, супермаркетов и производителей.

Акции и покупатели

Люди часто приобретают ненужные вещи только потому, что те продаются со скидкой. Взяв на вооружение магию желтых ценников, магазины ее используют на каждом шагу. Также идут в ход и другие психологические приемы: манящие ценники с нечетными цифрами, снижение стоимости товара на 1 копейку ради попадания в более низкий ценовой диапазон. Сравните 99,99 и 100,00 рублей. Во втором случае можно сказать, что счет идет уже на сотни, а это – минус для покупателя. А первая цена компактнее и симпатичнее, делая такой выбор, человек чувствует себя в выигрыше.

Самые ходовые продукты выставляют на дальних от входа прилавках. Человек по пути к ним обязательно захочет купить товары, которые не входят в перечень планируемых покупок. Со скидками реализуются продукты не самых доступных категорий и брендов. Даже после уменьшения цены они могут стоить дороже конкурирующих товаров других производителей, предлагающих продукцию сопоставимого качества.

Желтый цвет ценников сам по себе привлекает внимание покупателей. Ради увеличения продаж магазины используют и другие психологические приемы. Например, выставляют товары, которые нужно поскорее реализовать, на уровне взгляда. Продают сладости и другую высокорентабельную продукцию у кассы, чтобы люди на выходе все это видели. Там же обязательно предлагают пакеты. Супермаркеты с федеральным охватом реализуют их сотнями тысяч в день и неплохо на этом зарабатывают.

Стоит отметить, что крупные торговые сети не опускаются до прямого обмана в рамках акций: не предлагают просроченные товары, а также избегают других нарушений, которые могут привести к жалобам покупателей в государственные органы, отвечающие за защиту прав потребителей. Имидж магазина в этом вопросе важнее сиюминутной выгоды.

Если пользоваться акциями с умом, они могут стать хорошим подспорьем для экономии денег. В этом вопросе можно порекомендовать следующее:

  • На выходных сделайте план покупок на неделю. У людей, составляющих такие списки, всегда есть из чего приготовить ужин. Кроме того, им менее свойственны незапланированные траты.
  • Попробуйте онлайн-шопинг. Некоторые магазины предлагают услугу по доставке продуктов, которая при заказе на крупную сумму может быть бесплатной. При этом акциями тоже можно пользоваться, причем в спокойных домашних условиях проще придерживаться списка покупок. А еще покупатели получают баллы, пользуются промокодами.
  • Присмотритесь к продуктам, которые реализуются под брендом магазина. В некоторых случаях такое позиционирование является исключительно маркетинговым ходом: ничего они сами не производят, просто идет реализация товаров по сниженным ценам. Это относится к продукции компаний, с которыми налажено тесное сотрудничество.
  • Обращайте внимание на новинки. Часто производители предлагают новые продукты по сниженным ценам, чтобы побольше покупателей их попробовали и оценили. Такой политики часто придерживаются крупные поставщики.
  • Покупайте впрок товары длительного хранения. Когда идет хорошая акция, вполне логично купить несколько рулонов туалетной бумаги, моющих средств, тюбиков зубной пасты и т.п. То же самое относится к сахару, крупам, подсолнечному маслу и прочим продуктам, которые не портятся месяцами.

Если придерживаться этих рекомендаций, можно сэкономить хорошие деньги. Главное, не делать спонтанных, необдуманных покупок, и тогда не придется выбрасывать испортившиеся продукты в мусорное ведро.

Акции и магазины

Начнем с плюсов. Акции – хороший способ решить проблему затоваривания склада, избавиться от сезонных товаров, которые в ближайшие месяцы будет проблематично продать по оптимальной цене. Аналогичная ситуация с продукцией с заканчивающимся сроком годности или приуроченной к какой-либо праздничной дате. Типичный пример – ​куличи: после Пасхи их распродают за бесценок.


Однако акции не всегда способствуют высокой прибыли магазина. Если покупатели ориентируются исключительно на акционные товары и за полную цену ничего покупать не желают, то такая торговая организация много не заработает.

Идеальный вариант для магазина заключается в следующем: объявили акцию, сбежались покупатели и потратили много денег, причем в основном на обычные товары, на которые отсутствуют скидки. Но такое случается редко.

Скидочный товар магазин может использовать как магнит, притягивающий аудиторию, но прибыль от его продажи маленькая. Получается, что, только реализовав солидный объем, можно хорошо заработать.

У акций есть еще один минус. Многие люди, не взирая на товарные преимущества и высокое качество брендов, выбирают продукцию подешевле. В результате товары престижных производителей приходится продавать со скидками. В конечном счете брендовая продукция обесценивается в сознании покупателей. Они начинают воспринимать скидочные цены как реальные.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *