31 августа 2016     0
 

Выгодна ли покупателям рассрочка на товары?

Банковские кредиты под высокие проценты для россиян давно стали привычными, как и разборки с жесткими коллекторами. Однако рассрочка многим кажется безобидной и привлекательной.

Рассрочка

Что такое рассрочка?

В основе рассрочки лежат отложенные во времени платежи на товар, уже полученный покупателем (при оформлении кредита определяется график платежей). Рассрочку обычно оформляют на электронную и бытовую технику, мебель, одежду и ряд услуг (доставку товара, ремонт дома и пр.).

При оформлении рассрочки торговые сети самостоятельно устанавливают ряд критериев для клиентов. К примеру, магазины могут вводить ограничения по возрасту или наличию местной прописки. Некоторым торговым точкам достаточно достижения совершеннолетия и наличия российского паспорта.

Рассрочка оформляется непосредственно в магазине либо на сайте (как правило, там специально отмечены товары, на которые распространяется действие рассрочки). На сайте можно выбрать товар и оформить в онлайн-режиме документы, однако все равно придется ехать в магазин с паспортом для личного подписания договора.

Порядок применения рассрочки при покупке товара устанавливается ст. 489 Гражданского Кодекса РФ.

Магазин или банк?

На первый взгляд, рассрочка почти не отличается от банковского кредита, только оформляется без необходимости посещения офиса банка. Договор рассрочки также либо не предусматривает процентов вовсе, либо они значительно ниже банковских. На оформление рассрочки уходит около получаса – сотрудником магазина за это время проверяется наличие у клиента положительной кредитной истории. Срок выплаты всей стоимости товара устанавливается не больше 10–12 месяцев (при банковских кредитах сроки могут быть длиннее).

Несмотря на удобства рассрочки, при оформлении договора стоит обращать внимание на ряд нюансов.

  1. Договор заключается не с банком, а с продавцом (магазином). Любые возникающие впоследствии споры придется решать в судебном порядке.
  2. В качестве залога выступает приобретенный в магазине товар. Поэтому для исключения в будущем лишних проблем желательно при заключении договора особенно внимательно изучить пункты о возврате или обмене товара.

По словам коммерческого директора сервиса AmmoPay по онлайн-POS-кредитованию Антона Чичварина, рассрочку можно рассматривать в качестве определенной альтернативы банковскому потребительскому кредитованию. Магазин берет выплату процентов на себя, идя тем самым на уступку покупателю. Это является плюсом для клиента, который фактически получает от магазина скидку, снижающую стоимость товара на величину переплаты процентов по кредиту.

Потребитель в результате получает возможность экономии на процентах, магазин – продажи большего объема продукции (хоть и с некоторой скидкой).

Важный момент: нередко продавцы под услугой рассрочки подразумевают банковский POS-кредит либо заем в МФО (микрофинансовой организации). В таких случаях рассрочка оформляется с непосредственным поставщиком денег – посредством договора займа с МФО либо банковского контракта.

Между банками и МФО на данном рынке практически нет конкуренции. Банковские услуги в основном предоставляются при автокредитовании и покупке дорогих товаров: меховых изделий, бытовой техники, электроники. МФО сосредоточены на низкорисковых сегментах: детских товарах, одежде, услугах.

В банке обычно можно получить рассрочку (кредит) на более длительный срок, нежели в МФО. Но в таком случае клиенту придется выплачивать по займу больше процентов. Зато при этом величина ежемесячных платежей будет существенно ниже, что позволит снизить нагрузку на бюджет семьи, – разъясняет Чичварин.

Так выгодна ли рассрочка?

Есть мнение, что – практически нет. Что это просто рекламный трюк.

По словам главы отдела маркетинга Антона Смирнова из «ПАПАРА.РУ», такие маркетинговые предложения, как «кредит по 0%», «купить без предоплаты» и «рассрочка», находятся в одной плоскости. Поскольку размер максимальной ставки по потребкредитам регулируется Центробанком, ставки у всех банков примерно одинаковые. При оформлении же «рассрочки» непосредственно между покупателем и магазином в ход идут различные уловки.

Например, товар реально продается за 10 тыс. руб., но цена указывается со скидкой 50% (при оплате наличными). В случае же «рассрочки» стоимость повышается до 20 тысяч. Таким образом, цена товара при отсроченной оплате устанавливается значительно выше, чем при обычной. Это т.н. скрытые проценты, которые не регулируются подобно банковским. Магазины зачастую также берут определенный страхующий процент от возможных невыплат.

Реальную рассрочку предоставляют в немногих автосалонах, а также при покупке недвижимости, – резюмирует Антон Смирнов.

Золотое правило маркетологов

Главным условием увеличения количества постоянных клиентов является формирование у покупателей поведенческой привычки приобретения товаров именно в вашем магазине.

Анна Баранник, замгендиректора рекламной группы «Успешные проекты» рассказывает, что статистические данные подтверждают действие следующего правила: если человек совершает в одной точке больше четырех покупок, то он с высокой вероятностью станет постоянным клиентом.

Упомянутую маркетинговую задачу можно решать рядом различных инструментов, среди которых – акции, скидки, бонусные карты, предоставление рассрочек, а также выдача кредитных карт.

Баранник поясняет, что выгоднее всего для потребителя именно кредитные карты, поскольку на них есть беспроцентный период, дающий возможность приобретения товара без переплат. Но этот инструмент доступен лишь для компаний национального либо международного уровня. Например, для магазинов сети крупного ритейлера «Ашан», работающего с «Кредит Европа Банком».

Резюмируем. Рассрочка является выгодным для продавца инструментом маркетинга, повышающим число и объем продаж. Однако большинству потребителей она невыгодна, поскольку позволяет загнать людей в долги посредством покупки товаров, которые иначе были бы им недоступны. Именно по такой схеме в России реализуется каждый четвертый смартфон.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *